Неестественно странным кажется то, что в XXI веке религия будет активно использоваться как инструмент продвижения государством своих внешнеполитических целей, однако это так. Балканы всегда были непростым регионом, скорее всего таковым и останутся, регулярность, с которой перекраиваются границы государств, меняются политические взгляды поражает.

Год 2022 стал судьбоносным для всего мира, многие политические игроки решая свои геополитические задачи, начали действовать активно, порой даже излишне. Учитывая, что ставки в такой игре крайне высоки, в ход идут все доступные инструменты, в том числе к политике, как таковой, прямо не относящиеся. В угоду политическому курсу переписывают историю, в нужном ключе вспоминая либо умышленно забывая общность культур. Но самое опасное, как представляется, задействуется религиозный фактор.

Вера всегда была сферой сакральной, ее задействование в политических играх может привести к непоправимым последствиям, вплоть до духовного уничтожения целой нации. Однако, как мы видим сейчас, религия активно используется рядом государств, что напоминает эпоху Средневековья, когда представители различных конфессий служили своим правителям, а не пастве.

Пока крупные политические акторы, такие как США, Евросоюз и Россия противостоят друг другу на полях Украины, в Бухаресте решили, разыграть свою карту, расширив свое влияние на Балканах, впрочем, не исключено, что планы румынского руководства более амбициозные. Углубляться в историю геополитических притязаний Румынии нет смысла, это займет много времени, гораздо важнее осознать, что они не просто существуют, но и методично воплощаются в жизнь, и используется в этих целях именно религиозный фактор.

Следует отметить, что особенностью церковной системы Румынии заключается в том, что Румынская Православная церковь де-факто имеет государственный статус: духовенство получает жалование из государственного бюджета, а это свидетельствует о многом. Работодатель платит только своим работникам – это аксиома.

Кроме того, в Бухаресте закрывают глаза на то, что священники имеют дополнительные источники доходов, и речь вовсе не пожертвованиях прихожан. Несколько лет назад в прессе вышел интересный материал о многомиллионных доходах Румынской церкви, однако власти никак на это не отреагировали, и этому есть лишь одно логическое объяснение.

Церковь нужна Румынии, и используется она как один из инструментов внешней политики. Религиозная экспансия на Балканах набирает обороты, что вызывает обеспокоенность в Сербии, Болгарии и Молдове. Румыны стремятся переформатировать сознание людей, навязав им чуждое им мировоззрение. Поразительно, но делается это практически в открытую.

Прозелитизм Румынского Патриархата на территории соседних стран поддерживается со стороны государства. Сотрудники румынских консульств делают предложения приходам других епархии о переходе в лоно Румынской церкви в обмен на финансирование. Бухарест не жалеет денег, ведь речь идет о создании «великой Румынии» первоначально на уровне одной конфессии, как выразился представитель Румынской патриархии на территории Молдовы Петру Пэдурару.

Бухарест полностью игнорирует традиции Сербской, Болгарской и Молдавской церквей, пытаясь подменить их своими. Показателен тот факт, что премьер-министр Румынии Николае Чукэ, прямо потребовал от Кишинева оказать поддержку Бессарабской митрополии, и это безусловно опасный прецедент.

Следует ожидать, что подобные высказывания могут прозвучать в адрес Сербии и Болгарии, об этом свидетельствует тот факт, что ранее Бухарест проигнорировал предупреждение Архиерейского Собора Сербской Православной церкви, высказавшего свою обеспокоенность «неканоническим вторжением» епископов и клириков из Румынии.

Такая самоуверенность представителей румынского духовенства подтверждает то, о чем говорили ранее, церковь – инструмент политических игр Бухареста. Молдова была выбрана первой в силу наличия внутриполитических и экономических проблем, решить которые без вмешательства извне у Кишинева не получится.

Другое дело – Сербия, обладающая большим запасом прочности, подорвать который будет проще, если лишить сербов духовной опоры, на что и рассчитана «миссионерская» деятельность Бухареста.

В любом случае, без твердой позиции как национальных правительств, так и народов Сербии, Болгарии и Молдовы, планы Румынии имеют все шансы воплотиться в жизнь. А это чревато очередным конфликтом на Балканах.